Специальная медицинская группа
Положение об организации занятий по предмету физическая культура обучающихся ГБОУ СОШ с.Хворостянка, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или освобождённых от физических нагрузок на уроках
Приказ №141-од от 01.09.2022 года «О создании и организации работы с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»
Список обучающихся, зачисленных в группу СМГ в 2022-23 учебном году
Комплектование специальной медицинской группы (СМГ)
Комплектование специальной медицинской группы (СМГ) проводится перед началом учебного года на основе возраста, показателя физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса. Списки групп составляются по данным углубленных медицинских обследований. Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы:
-
Подгруппа «А» – дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера и позволяющие надеяться на перевод их в подготовительную группу после нескольких лет занятий. Учащимся данной группы разрешаются оздоровительные занятия физической культурой в образовательном учреждении по специальным программам.
-
Подгруппа «Б» – дети, имеющие органические необратимые изменения в состоянии органов и систем. Для них главной и вполне достижимой целью занятий должен стать переход в подгруппу «А».
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», занимаются лечебной физической культурой или выполняют физические упражнения с ограниченной нагрузкой на уроках физической культуры.
Ответственность за организацию и проведение занятий, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности возлагается на администрацию образовательного учреждения, специалиста, который проводит занятия, медицинского работника учреждения.
Комплектование учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, осуществляется медицинским работником образовательного учреждения и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения. Занятия могут проводиться в форме обычного урока, предусмотренного расписанием, или как факультативные во второй половине дня. Уроки следует проводить при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального состояния учащихся. Посещение занятий по лечебной физической культуре учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», является обязательным. Родители должны контролировать посещение детьми занятий.
Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:
– укрепление здоровья и улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;
— повышение функциональных возможностей, позволяющих осуществить переход детей в подготовительную и основную медицинские группы;
— овладение спортивно-прикладными двигательными умениями и навыками, необходимыми для полноценного жизнеобеспечения, физического труда и службы в армии;
— формирование устойчивых интересов и мотивации к регулярным занятиям физической культурой;
— пропаганда здорового образа жизни и овладение техникой выживания и взаимопомощи в экстремальных жизненных ситуациях.
Особенности методики занятий
Известно, что чем выше уровень физического развития ребенка, тем быстрее его организм приспосабливается к возрастающей нагрузке. Из этого следует, что перестройка организма проходит медленнее у учащихся специальной медицинской группы, так как их физическая подготовленность ниже, чем у школьников основной группы. Учитывая это обстоятельство, учитель физической культуры должен помнить, что подготовительная часть урока с учащимися СМГ должна быть более продолжительной, чем с учащимися основной группы.
В подготовительной части урока (до 20 мин.) учащиеся выполняют общеразвивающие упражнения в медленном и среднем темпе, чередуя их с дыхательными. Нагрузка увеличивается постепенно. Учащиеся выполняют такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к основной части урока, в которой не следует использовать интенсивные нагрузки и большое количество новых упражнений.
При подборе упражнений основной части урока (20—22 мин.) предусматривается решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие правильно распределять физическую нагрузку, избирательно влияющую на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями.
В заключительной части урока (3–5 мин.) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.
Физическая нагрузка должна соответствовать структуре урока, функциональным и адаптационным возможностям учащихся. Учитель контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления, постоянно поддерживая контакт с учащимися.
Оценка физического состояния детей
Оценка уровня физического состояния детей может быть показателем эффективности выполнения физических упражнений и готовности ребенка к выполнению нагрузок различного характера.
Врачебный контроль определяет выбор средств физического воспитания и видов спорта с учетом индивидуальных нарушений здоровья, объем занятий, специальные мероприятия, которые необходимо провести до и после занятий физической культурой. Медицинское освидетельствование определяет противопоказания, оценивает степень воздействия процесса физического воспитания на организм ребенка с нарушениями здоровья (незначительное, умеренное, значительное, чрезмерное).
Нагрузка на занятиях
Следует знать следующие симптомы перегрузки:
— боль или чувство дискомфорта в области груди, живота, шеи, челюсти, рук;
— тошнота во время или после выполнения физических упражнений;
— появление непривычной одышки при выполнении физических упражнений;
— головокружение или обморок;
— нарушение ритма сердечной деятельности;
— высокий показатель частоты сердечных сокращений, сохраняющийся и через 5 мин. отдыха после нагрузки.
Характеристика заболеваний, противопоказания и рекомендации
Заболевания |
Противопоказания и ограничения |
Рекомендации |
Сердечно-сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.) |
Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, интенсивным напряжением мышц брюшного пресса |
Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в и.п. лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег, бег в медленном темпе |
Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) |
Упражнения, вызывающие длительную задержку дыхания и интенсивное напряжение мышц брюшного пресса |
Дыхательные упражнения. Тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха. Ускоренная ходьба, бег, плавание, бег на лыжах, прогулки на воздухе |
Заболевания почек (нефрит, нефроз, пиелонефрит) |
Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждением тела |
При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (с разрешением врача) ограничивается время пребывания в воде (5–10 мин. – первый год обучения, 10–15 мин. – второй и последующие годы обучения) |
Нарушения нервной системы |
Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнение в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр |
Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения |
Заболевания органов зрения |
Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и на голове |
Упражнения на пространственную ориентировку, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз |
Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени |
Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки |